Чек-лист «10 горячих клавиш Blender, которые ускорят вашу работу в 3D»

05.06.2025

Blender — это невероятный и сложный инструмент для 3D-моделирования, анимации и рендеринга. Один из ключевых навыков для эффективной работы в нем — это знание горячих клавиш. Они позволяют экономить время, избегать лишних кликов и сосредоточиться на творческом процессе.

В этом посте мы разберем 10 самых полезных горячих клавиш Blender, которые пригодятся как новичкам, так и опытным пользователям. Сохраните этот список и используйте его как быструю шпаргалку!

1. Tab – Переключение между Object Mode и Edit Mode

Одна из самых часто используемых клавиш. Нажатие Tab мгновенно переключает вас между:

  • Object Mode (режим работы с целыми объектами).
  • Edit Mode (режим редактирования вершин, ребер и полигонов).

Совет: В Edit Mode можно быстро выбирать между вершинами (1), ребрами (2) и полигонами (3).

2. GRS – Трансформации: Move, Rotate, Scale

Базовые инструменты для работы с объектами:

  • G (Grab) – перемещение объекта (после нажатия можно ввести число для точного сдвига по оси, например, G → X → 2 сдвинет на 2 единицы по X).
  • R (Rotate) – вращение.
  • S (Scale) – масштабирование.

Продвинутый лайфхак: Если зажать Shift во время трансформации, изменения будут происходить плавнее.

3. A – Выделить все / Снять выделение

  • Одно нажатие A выделяет все объекты в сцене (или все вершины/ребра/полигоны в Edit Mode).
  • Повторное нажатие A снимает выделение.

Дополнительно:

  • Shift + ЛКМ – добавляет объект к выделению.
  • B – выделение прямоугольной областью (Box Select).

4. Shift + 1...5 – Быстрое изменение Subdivision Surface

Если вы используете модификатор Subdivision Surface для сглаживания модели, эти клавиши помогут быстро переключать уровень детализации:

  • Shift + 1 – уровень 1
  • Shift + 2 – уровень 2
  • ...и так до Shift + 5 (максимальный уровень).

Важно: Это работает только если модификатор уже добавлен.

5. H и Alt + H – Скрытие объектов

Иногда в сложной сцене нужно временно убрать мешающие объекты:

  • H – скрыть выделенный объект.
  • Alt + H – показать все скрытые объекты.

Полезно: Можно скрывать ненужные элементы в Edit Mode, чтобы работать только с нужными частями модели.

6. Num . (на цифровой клавиатуре) – Фокус на объекте

Если вы потеряли объект в сложной сцене:

  1. Выделите его.
  2. Нажмите . на цифровой клавиатуре – камера мгновенно приблизится к нему.

Альтернатива: Если у вас нет цифровой клавиатуры, можно использовать View → Frame Selected.

7. Ctrl + R – Добавление петель (Loop Cut)

Незаменимая функция для полигонального моделирования:

  1. В Edit Mode нажмите Ctrl + R.
  2. Наведите курсор на ребро – появится желтая линия разреза.
  3. ЛКМ – подтвердить, ПКМ – отменить.

Совет: После создания петли можно двигать ее колесиком мыши или вручную.

8. X и Ctrl + X – Удаление элементов

  • X или Delete – обычное удаление.
  • Ctrl + X (Dissolve) – «растворение» (удаление с сохранением структуры, например, вершина исчезнет, но ребра соединятся).

Важно: В Edit Mode можно выбрать, что удалять – вершины, ребра или полигоны.

9. Num 1, 3, 7, 5 – Быстрое переключение видов

  • Num 1 – вид спереди (Front).
  • Num 3 – вид сбоку (Side).
  • Num 7 – вид сверху (Top).
  • Num 5 – переключение между перспективой и ортографией.

Лайфхак: Если нет цифровой клавиатуры, можно использовать View → Viewpoint.

10. F12 и Ctrl + F12 – Рендеринг

  • F12 – запустить рендер текущего кадра.
  • Ctrl + F12 – рендер всей анимации.

Совет: Перед рендером проверьте настройки в Render Properties (разрешение, движок и т. д.).

Бонус. Еще 5 полезных комбинаций

  1. Shift + D – дублировать объект.
  2. Shift + A – добавить новый объект.
  3. Z – переключение между режимами отображения (Wireframe, Solid, Material, Rendered).
  4. Ctrl + Z – отмена действия (Undo).
  5. Space – быстрый поиск команд.

Эти 10 горячих клавиш (плюс бонусные 5) значительно ускорят ваш рабочий процесс в Blender. Сохраните эту статью в закладки и постепенно осваивайте комбинации – скоро вы будете применять их на автомате!


Поделиться: